Не стоит бояться теней

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач

Хотя основоположник теории — советский ученый Генрих Альтшуллер — разрабатывал ее для решения технических задач, она отлично подходит для любого креатива.

ТРИЗ утверждает, что развитие любых систем постоянно утыкается в тупики — противоречия, которые на первый взгляд кажутся неустранимыми. Допустим, мы хотим разработать систему, которая позволит людям передавать развернутые текстовые сообщения в ситуации, когда у них в буквальном смысле заняты руки. Противоречие? В ТРИЗ для такого случая есть несколько приемов.

Например, прием экранирования предлагает использовать вариативность во времени. На срочные запросы можно отвечать готовыми текстовыми шаблонами, а подробности излагать позже.

Но идеальное конечное решение (ИКР) — это когда системы вообще нет, а ее функция выполняется. Например:

  • системы образования нет, а люди образованны — p2p-обучение;
  • такси нет, а пассажиры доставлены — шеринговые сервисы;
  • программистов нет, а игра написана — готовые игровые движки.

Для этого существует прием свертывания — совмещение функций нескольких систем в одной. В нашем примере это система распознавания голоса, которая делает так, что сообщение как бы печатает (и отправляет) себя само.

CRAFT

CRAFT – это методология Василия Лебедева, которая помогает переосмыслить привычные социальные формы и создать новые.

Как это работает?

Задача: придумать концепцию парка.

Когда мы придумываем идею, мы часто сразу фокусируемся на объекте придумывания: к примеру, перед нами стоит задача обустроить парк.

Согласитесь, сразу тянет подумать о том, какие скамейки поставить, какой асфальт положить и какие шарики повесить. Это значит, что мы изначально будем создавать тот же парк с набором обычных предметов.

Для ответа на этот вопрос нам необходимо вернуться на шаг назад к абстрактному мышлению и начать рассуждать о мотивах и барьерах человека, связанных с парком. Это позволит выявить так называемый конфликт, на основе которого мы сформулируем нашу идею.

Осталось их «заточить» под конкретную драму, чтобы стало ясно, зачем именно этот парк нужен. Так появились большая идея «служба первого свидания» и первый парк, который помогает всеми своими ресурсами организовывать свидания от Facebook до мороженщика.

Раскрывайте идею в каждом элементе

Следующий шаг — раскрыть большую идею в каждом отдельном элементе коммуникации: скамейки, на которых можно сидеть, только тесно прижавшись друг к другу, дорожки, где необходимо держать друг друга за руки, чтобы ним пройти, поющего серенады мороженщика и другое.

Дизайн-мышление

Это практика быстрых и полезных действий для создания действительно нужных людям продуктов и сервисов. Метод создания продукта с фокусом на потребностях человека, благодаря эмпатии — способности смотреть на мир глазами других людей, а также понимать их потребности.

Как работает?

Алгоритм дизайн-мышления состоит из пяти этапов:

Эмпатия

На данном этапе ваша задача разобраться в том, что делают люди, зачем они это делают, каким видят окружающий мир, какие у них ценности, а также узнать об их физических и эмоциональных потребностях.

Фокусировка

Нужно четко определить стоящую перед вами задачу и сделать выводы, исходя из информации и находок, которые вы обнаружили на этапе эмпатии.

Генерация идей

Во время брейншторма важно количество, а не качество. Можно использовать любые способы генерации, а еще важно фиксировать каждую идею на отдельном стикере, чтобы не упустить интересную находку в процессе придумывания

Прототипирование

Начинаем создавать быстрые и грубые прототипы. Разрабатываем сценарии взаимодействия и применяем ролевое моделирование. Создаем условия для получения первого пользовательского опыта.

Тестирование

Даем протестировать прототип фокус-группе и собираем обратную связь.

Постарайтесь тестировать продукт там, где он будет использоваться или максимально точно имитируйте обстановку. Например, команда Steelcase+IDEO думала о том, как можно сделать обучение более удобным и мобильным, и разработали стул-парту.

Выявление противоречий

«Теория решения изобретательских задач» — методология советского инженера Генриха Альтшуллера. Изобретательская задача – сложная задача, которую можно решить с помощью выявления противоречия и устранения его.

Как это работает?

Ситуация

Посетители первых небоскребов столкнулись с одним неприятным, но, казалось, совершенно неизбежным физическим эффектом. В небоскребах лифтовые вентиляционные шахты, лестничные колодцы действовали как гигантские вытяжные трубы, создавая мощные воздушные потоки. Мощная тяга не давала открыть двери и окна. Чтобы вихрей не было, двери должны быть всегда закрыты. Чтобы люди могли входить, двери должны быть открыты.

Естественной идеей представлялось сделать шлюз, но им должен был кто-то управлять, дешево решить задачу не получалось. Идеально было бы добиться того, чтобы одни двери сами закрывались, когда открываются другие.

Формулируем задачу.

Придумать систему открытия и закрытия дверей.

Выявляем противоречие.

Дверь всегда закрыта относительно здания и открыта относительно человека

Обращаемся к типовым приемам.

Принцип универсальности (дверь может быть одновременно и закрытая, и открытая).

Получаем результат.

Анализируем и улучшаем: вращающаяся дверь.

3. Как, собственно, фотографировать тени

Попробуйте для начала сфотографировать свою собственную тень. Это достаточно интересно. А теперь приставьте к стене дома лестницу и сфотографируйте тень лестницы на стене. Интересно? Ну конечно интересно! Идем дальше. Видите, кошка бежит? Сфотографируйте тень бегущей кошки. Если успеете, конечно. Постарайтесь успеть. Ну, а теперь, как говорят учителя и инструкторы разных школ и разных уровней, попробуйте сами. Ищите объекты съемки, то есть красивые тени, самостоятельно

Главное уясните для себя самое важное: тень от объекта съемки не должна отвлекать собой внимание зрителя от самого объекта съемки. Не должна быть от него оторванной. Как добиться этого? А мы не знаем

Приведем тут такой пример из истории живописи. Как-то раз великий русский художник Крамской заканчивал работу над портретом старика, читающего книгу. И в это время к нему в мастерскую зашел торговец дешевыми бумажными иконками. Крамской показал ему картину. Спросил: «Ну как, нравится»?   Торговец посмотрел на портрет и сказал: « Плохо. Плохая картина. Фигура старика хорошо нарисована, а душа не нарисована. Совсем душу не видать». «Как же я душу-то нарисую»? —  ответил великий художник. «А я почем знаю как. Ты художник, ты и думай как».   И вышел

Как добиться этого? А мы не знаем. Приведем тут такой пример из истории живописи. Как-то раз великий русский художник Крамской заканчивал работу над портретом старика, читающего книгу. И в это время к нему в мастерскую зашел торговец дешевыми бумажными иконками. Крамской показал ему картину. Спросил: «Ну как, нравится»?   Торговец посмотрел на портрет и сказал: « Плохо. Плохая картина. Фигура старика хорошо нарисована, а душа не нарисована. Совсем душу не видать». «Как же я душу-то нарисую»? —  ответил великий художник. «А я почем знаю как. Ты художник, ты и думай как».   И вышел.

Но один совет касаемо фотографирования тени всё-таки можно дать. Включите в кадр часть объекта, тень которого вы фотографируете. Это может быть нога человека, хвост пробегающей кошки, ствол дерева… Повторим слова того исторического торговца иконами. Ваши проблемы. Вам их и решать.

Теперь о технической стороне вопроса. Экспозицию при съемке теней нужно настраивать по светлым участкам кадра. Это нужно для того, чтобы тень на фотографии получилась глубокой и черной, чтобы в ней не видны были лишние в этом случае полутона и детали. Вот для этого, собственно, нам и потребуется штатив. Да, и не забудьте при этом выключить вспышку на фотокамере.

Латеральное мышление

Это комплекс креативных методик, предложенных Эдвардом де Боно для развития нешаблонного мышления. Позволяет придумывать все, что угодно!

Как это работает?

Нужно сделать 3 шага.

  • Шаг 1. Фокусируемся на задаче. Нужно найти направление или идею, от которой мы будем отталкиваться. Без отправной точки невозможно двигаться дальше.
  • Шаг 2. Придумываем абсурдные идеи с помощью латеральных сдвигов.

Рассмотрим три метода:

1. Метод провокации. Нарушение логики за счет введения абсурдных новых данных.

В основе метода провокации лежит идея о том, что новые концепции и верные решения возникают после того, как была допущена ошибка.

В момент выдвижения абсурдных идей ты сам не имеешь ни малейшего представления, куда они могут привести, но такой способ помогает выбить тебя из привычного русла и начать мыслить иначе.

2. Метод от обратного. Он заключается в том, что сначала мы рассматриваем «нормальное» утверждение, состояние, способ действий, а после переходим к прямо противоположному.

3. Метод преувеличения. Мы рассматриваем «нормальное» действие или состояние (количество, размер, вес), а после специально преувеличиваем значение нормы, утрируем.

Шаг 3. Выбираем одну идею, которая может стать реальной.

4. Постобработка снимков в графическом редакторе

Ну вот. Нафотографировались. Пришли домой. Включили компьютер. Теперь пора приступить к дальнейшей работе. Это только дилетанты считают, что снимки нужно просто перекачать из фотокамеры, и на этом работа закончена. Можно их рассылать друзьям и отдавать в печать для того, чтобы потом выставить на престижных фотовыставках. Но вы-то – не дилетанты! Вы-то твердо знаете, что фотографирование – это только самое начало работы над хорошим снимком.     

Первым делом внимательнейшим образом просмотрите весь отснятый материал. Не пропуская ни одного дубля. Какие-то кадры не понравились? А что, если сделать их монохромными, то есть черно-белыми? Черно-белое фото —  это классика. А классика всегда хороша. Но и сложна одновременно. Черно-белые фотографии всегда привлекательнее, нежели приевшиеся сегодня цветные…

Короче, последний совет. Теперь делайте со своими фотографиями в фотошопе всё что хотите. Возможностей – масса. А вдруг и действительно, ваши работы украсят престижную фотовыставку… 

1. Правильно выбирайте время для съемки

Это в первую очередь касается времени суток. Точнее, времени дня. Как вам наверняка уже известно, для того, чтобы фотографировать пейзажи или портреты на открытом воздухе самое хорошее время – так называемые «золотые часы фотографа». Ну, в смысле, не часы из золота на руке раскрученного амбициозного фотомастера, снимающего звезд шоу бизнеса, а тот отрезок  времени, когда солнце стоит низко над горизонтом – вскоре после восхода или незадолго до заката. Во время «золотых часов» солнышко отбрасывает мягкие и приятные тени, хорошо «рисует» фактуру стен, коры деревьев и прочих интересных для фотографирования поверхностей. Но нам-то нужны тени резкие, четкие, контрастные. Такие, которые хорошо видны и способны сыграть главную роль в нашем фоторассказе. Вот поэтому для того, чтобы делать снимки, в которых главным действующим лицом будет тень, выбирайте яркий, солнечный день. А точнее, полдень или близкие к полудню часы. Всё выворачивается наизнанку. И тогда тени будут сами проситься в границы вашего кадра. Более того, вам даже придется выбирать:  какую тень пускать в кадр, а какую не пускать.

За яркими тенями от деревьев вам придется идти в лес, или на худой конец в парк. Только в гуще деревьев вы сможете встретить этот загадочный, интригующий  вид тени. Но вот как раз в лесу тени лучше всего фотографировать не в полдень, а наоборот на закате или на восходе солнышка.  Именно в это время они будут казаться особенно загадочными. Как женщины.

Синтез форм по методологии CRAFT

Поле применения метода CRAFT (Creative Algorithm Framework & Tools) — социальные формы отношений. Под ними подразумеваются любые модели взаимодействия между людьми. Обычно такие взаимодействия выстраиваются стереотипно: идя в театр, поступая в бизнес-инкубатор или отправляясь на музыкальный фестиваль, мы заранее представляем, что нас там ждет и как мы будем взаимодействовать с окружающими.

Суть CRAFT в том, чтобы переизобрести эти взаимодействия, разобрать их на элементы, а затем поместить эти элементы в новый контекст.

Например, вы хотите придумать концепцию ресторана, куда посетители будут приходить в вечерней одежде. Вечерняя одежда — это форма отношений. Разбираем ее на элементы: в каких случаях люди одеваются таким образом? Театр, гала-концерт, церемония вручения премии «Оскар». Помещаем эти элементы в контекст ресторана: как сделать поход в ресторан похожим на поход в театр или посещение торжественной церемонии? Культурная программа, тематические мероприятия и т. п. Теперь ресторан уже не просто «общепит», а нечто большее.

Латеральный разрыв

Придумывая идею, мы хотим пойти проторенной дорожкой. Наш мозг укладывает всю поступающую информацию в паттерны — это сильно упрощает нам жизнь, но мешает изобретать новые решения. Суть латеральной техники (автор термина — британский психолог Эдвард де Боно, разработавший множество алгоритмов генерирования новых идей) в том, чтобы преодолеть шаблонное мышление. В основе техники лежит трехэтапный алгоритм.

Точка А — , то есть выбираем какой-то один ее аспект. Чем ýже фокус, тем проще создать что-то новое. Не перегружайте его информацией: это тормозит творческое мышление.

Допустим, нам надо придумать концепцию ресторана. Варианты фокуса:

  • в ресторане люди заказывают еду;
  • в ресторан люди идут, чтобы не есть дома;
  • в ресторане люди выбирают еду по меню.

Точка B — , набор абсурдных провокационных идей для задачи. Есть 6 базовых методов, их проще объяснить на примере.

  •  фокус — люди заказывают еду; разрыв — люди заказывают еду и посуду.
  •  фокус — в ресторан люди идут, чтобы не есть дома; разрыв — в ресторан люди идут, чтобы есть дома.
  •  фокус — в ресторане люди выбирают по меню; разрыв — в ресторане нет меню.
  •  фокус — люди в ресторане сидят на стульях и диванах; разрыв — люди в ресторане сидят на одном стуле.
  •  фокус — люди заказывают еду у официанта; разрыв — люди заказывают еду у друзей.
  •  фокус — люди платят за еду, чтобы посидеть в ресторане; разрыв — люди сидят в ресторане, чтобы не платить за еду.

Это этап разрыва шаблона: получившиеся идеи невозможно применить в реальности. Чтобы «приземлить» абсурдное решение, в точке C мы с реальностью. Здесь тоже есть несколько способов:

  • извлекаем из абсурдной идеи ее  и дальше работаем только с ним;
  • ищем  идеи, то есть ее непосредственные выгоды и преимущества: какая ценность идеи видна с первого взгляда?
  •  сравниваем провокационную идею с привычным способом действия и находим основные различия. На этих отличиях от привычного шаблона мы можем выстраивать новую концепцию.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DS-сервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: